г. Н.Новгород, пер.
Холодный, д.10а, оф 4.1
г. Н.Новгород, пер.
Холодный, д.10а, оф 4.1
Получить консультацию
Главная / Вопрос-ответ / Арбитражные споры и споры в СОЮ / Об обязанности убирать на прилегающей территории

Об обязанности убирать на прилегающей территории

Вопрос

Прошу Вас оказать юридическую помощь по следующему вопросу:

Мне принадлежит часть частного дома и земельного участка в Ленинском районе г.Н.Новгорода. Земельный участок приватизирован, он поставлен на кадастровый учет, т.е определены границы данного земельного участка.

В проулке между моим и соседним домом проходит теплотрасса . Там образовалась на протяжении нескольких лет свалка. Я несколько месяцев безуспешно пытаюсь добиться у городских и районных властей убрать данную свалку. После многочисленной переписки и обращения во всевозможные инстанции я получила ответ от администрации Ленинского района , в котором мне самой предложено убрать данную свалку в течении 5 дней. В этом письме администрация ссылается на Закон Нижегородской области № 144-З от 26.08.2010г.(я думаю, что они имеют в виду пункт 12 статьи 5 данного Закона) и Распоряжение Правительства Нижегородской области от 11.08.2008г. № 1313-р (я думаю, что они имеют в виду пункт 3 данного Распоряжения).

В Постановлении Городской Думы г.Нижнего Новгорода № 56 от 20.06.2007г. в п.3.1.1 и 3.1.2 указываются границы для уборки земельного участка.

В моем понимании данные документы : городские и областные , противоречат друг другу.

Прошу Вас помочь мне разобраться в данном вопросе.

Я предполагаю, что по истечении 5 дней на меня будет возложен административный штраф за невыполнение их указания.

Никаких договоров с администрацией Ленинского района на закрепление данного проулка за собой я не составляла. Мало того, я обратилась в инвестиционную Комиссию администрации г.Н.Новгорода с заявлением о выделении данного земельного участка(там , где сейчас свалка) мне под огородничество. Но мне в этом было отказано.

04.01.2011

Ответ

Ответ на вопрос актуален на дату, на которую он дан.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Нижегородской области от 10 сентября 2010 года № 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области (далее – Закона Нижегородской области) правовое регулирование в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти Нижегородской области и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с подпунктом 34) статьи 2 Закона Нижегородской области под субъектами отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка — юридические и физические лица (в том числе должностные лица, индивидуальные предприниматели, граждане), находящиеся, и (или) пребывающие на территории Нижегородской области, и (или) осуществляющие деятельность на территории Нижегородской области, и (или) являющиеся владельцами, пользователями расположенных на территории Нижегородской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, на которых возложены обязанности по организации и (или) производству работ по уборке и содержанию объектов, расположенных на территории Нижегородской области, соблюдению требований в сфере обеспечения чистоты и порядка, установленных настоящим Законом и муниципальными правовыми актами;

Кроме того, подпунктом 26) той же статьи установлено, что прилегающая территория — часть территории общего пользования, в той или иной степени обеспечивающая жизнедеятельность (деятельность) субъектов отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка, непосредственно примыкающая по периметру к границам зданий, строений, сооружений, земельным участкам и иным объектам, находящимся у них в собственности или на ином праве, закрепленная на основании договора с органом местного самоуправления в целях поддержания чистоты и порядка, в соответствии с установленными настоящим Законом, муниципальными правовыми актами требованиями;

Наряду с этим, согласно пункту 5 статьи 3 Закона Нижегородской области границы уборки и содержания территории определяются в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом, нормативными правовыми актами Правительства Нижегородской области, муниципальными нормативными актами, договором о закреплении прилегающей территории.

Таким образом, полагаем, что обязанность по организации и (или) производству работ по благоустройству территорий должна быть установлена требованиями нормативных правовых актов Нижегородской области, муниципальных правовых актов, а также договором о закреплении прилегающей территории.

Статьей 2 Правил благоустройства города Нижнего Новгорода, утвержденных постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 20 июня 2007 № 56 (далее – Правила благоустройства) определяется, что закрепленная (для целей благоустройства – уточн. юриста) территория — территория, определенная правовым актом главы администрации города Нижнего Новгорода или главы администрации соответствующего района, для содержания и уборки физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Содержание Вашего обращения указывает на то, что на сегодняшний день Вы не ознакомлены с правовым актом главы администрации города Нижнего Новгорода или главы администрации соответствующего района, в соответствии за Вами закреплена соответствующая территория в целях ее благоустройства.

В свою очередь, согласно Правилам благоустройства физические и юридические лица обязаны осуществлять содержание и уборку в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств следующих территорий:

территории земельного участка, принадлежащего им на праве собственности, ином вещном праве, праве аренды, ином законном праве;

закрепленной территории, определенной правовым актом главы администрации города Нижнего Новгорода или главы администрации соответствующего района. (пункт 3.1.1. Правил благоустройства).

В соответствии с пунктом 3.1.2. Правил благоустройства границы содержания и уборки территории города физическими и юридическими лицами определяются:

в соответствии с границами, определенными кадастровыми планами земельных участков;

путем закрепления территории за юридическим, физическим лицом, индивидуальным предпринимателем на основании правового акта главы администрации города Нижнего Новгорода или главы администрации соответствующего района города.

Ввиду того, что, как следует из Вашего обращения, в настоящее время отдельный соответствующий правовой акт муниципальным образованием (Администрацией Ленинского района города Нижнего Новгорода, Администрация города Нижнего Новгорода) не издан и договор о закреплении прилегающей территории между Вами и муниципальным образованием не заключен, полагаем, что вопрос об обязанности благоустройства Вами прилегающей территории регулируется нормами действующего законодательства.

Согласно пункту 3 Методики определения границ прилегающих территорий в целях организации их уборки и содержания, утвержденной распоряжением Правительства Нижегородской области от 11.08.2008 N 1313-р (далее – Методика) границы прилегающей территории определяются:

для территории хозяйствующих субъектов — в радиусе не менее 5 метров от границы территории хозяйствующего субъекта. Под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Под территорией хозяйствующего субъекта понимается часть территории Нижегородской области, имеющая площадь, границы, местоположение, правовой статус, целевое назначение, находящаяся в собственности, владении или пользовании хозяйствующего субъекта;

для территории частного домовладения со стороны дорог, улиц (переулков, проходов, проездов) — в радиусе не менее 5 метров.

При этом пунктом 4 Методики установлено, что при перекрытии (пересечении) площадей территорий, определенных в соответствии с пунктом 3 Методики, границы прилегающих территорий устанавливаются на равном удалении от объектов, указанных в пункте 3 Методики.

Кроме того, согласно пункту 3.1.3. Правил благоустройства при определении границ содержания и уборки территорий на собственников, арендаторов и пользователей земельных участков возлагается обязанность по содержанию и уборке территории в соответствующих границах согласно пункту 3.1.2 настоящих Правил. 
В случае совпадения границ прилегающих территорий и иных случаях, не урегулированных настоящими Правилами, границы содержания и уборки территорий могут определяться соглашением сторон. (Полагаем, что данный пункт не противоречит пункту 4 Методики).

В соответствии с Вашим обращением свалка образовалась в проулке между Вашим и соседним домом, где проходит теплотрасса.

В свою очередь, пунктом 9.3. Правил благоустройства установлено, что объекты инженерных сетей должны содержаться в исправном состоянии и быть безопасны для других городских объектов и находящихся рядом граждан. Эксплуатация объектов инженерных сетей не должна приводить к загрязнению прилегающей территории, нарушению покрытия, герметизации объекта.

Таким образом, считаем, что в случае, если свалка находится на прилегающей к Вашему дому территории, которая соответствует параметрам пунктов 3 и 4 Методики, обязанность по вывозу мусора и благоустройству территории может быть возложена на нескольких субъектов отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка: Вас, иных собственников Вашего дома, собственников соседнего дома, собственников (арендаторов) теплотрассы.

При этом, в случае, если теплотрасса является объектом коммунального хозяйства, собственником которой выступает муниципальное образование — город Нижний Новгород, 
обязанность по обеспечению чистоты и порядка территории, под теплотрассой и прилегающей к ней, согласно подпункту 2) пункта 3 статьи 5 Закона Нижегородской области возложена на органы местного самоуправления.
На основании вышеизложенного, полагаем, что в виду того, что вопрос о возложении обязанности по обеспечению чистоты и порядка территории, прилегающей к Вашему дому, в настоящее время не урегулирован в соответствии с действующим на территории Нижегородской области законодательством, отсутствуют правовые основания для привлечения Вас к административной ответственности.

В заключении хотелось бы отметить, что в статьей 4 Закона Нижегородской области установлены основные принципы обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, среди которых закреплен принцип сотрудничества органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления с институтами гражданского общества, участие граждан, общественных объединений в обеспечении чистоты и порядка и в решении вопросов в указанной сфере. Таким образом, рекомендуем Вам обратиться в Администрацию города Нижнего Новгорода с просьбой об урегулирования вопроса по возложению обязанности по обеспечению чистоты и порядка территории, прилегающей к Вашему дому. Возможно, в связи со сменой мэра ситуация изменилась.

Партнер                                                                                    М.С. Крысова

04.01.2011

 

Оставьте заявку на консультацию
наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время

    Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных

    Оставьте заявку на консультацию
    наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время

      Прикрепите файл. Поддерживаемый формат: jpg, png, jpeg, pdf, doc, docx, odt

      Максимальный размер 10 Mb

      Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных