В каком виде компания должна предоставит копию договора, подписание которого состоялось сторонами с использованием ЕЦП, чтобы у правоохранительных органов или ФАС не было сомнений в факте его заключения
Стороны заключили сделку с использованием ЭЦП (в соответствии с законом и соглашением об электронном удостоверении подписей). Между сторонами вопросов о факте ее подписания нет, т.к. используется специальное программное обеспечение, которое позволяет установить лицо, владеющее ключом и, соответственно, полномочием на заключение сделки. В рамках проведения следственных действий или доследственной проверки к одной из сторон поступил запрос правоохранительных органов о предоставлении копии данного договора (либо в рамках деятельности ФАС РФ). В каком виде компания должна предоставить копию договора, подписание которого состоялось сторонами с использованием ЭЦП, чтобы у правоохранительных органов или ФАС не было сомнений в факте его заключения?
06.02.2014
Ответ на вопрос актуален на дату, на которую он дан.
Согласно ч. 2 ст.160 ГК РФ использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об электронной подписи» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.9 вышеназванного закона электронный документ считается подписанным простой электронной подписью при выполнении в том числе одного из следующих условий:
1) простая электронная подпись содержится в самом электронном документе;
2) ключ простой электронной подписи применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с использованием которой осуществляются создание и (или) отправка электронного документа, и в созданном и (или) отправленном электронном документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого был создан и (или) отправлен электронный документ.
Таким образом, закон напрямую предусматривает заключение договора в электронной форме и никто не вправе обязать участников гражданского оборота заключать сделки в письменной форме с использованием бумажного носителя, помимо случаев прямо предусмотренных ГК РФ.
Что касается запроса правоохранительных органов, то УПК РФ не предусматривает каких-либо обязательных форм для предоставления документов.
Если предполагается дальнейшее использование данных документов как доказательств по уголовному делу, то в данном случае к ним будут применяться общие правила оценки доказательств, установленные ст. 88 УПК РФ.
Как показывает практика, для суда и правоохранительных органов достаточно распечатать договор на бумажном носителе, сделав пометку о том, что документ был заключен в электронной форме. Если же суд или следователь усомнится в достоверности заключенного договора, то им будут предприняты необходимые меры для установления подлинности договора, такие как направление запросов владельцу электронной площадки или назначение судебных экспертиз.
Что касается ФАС РФ, то их позиция по данному вопросу изложена в письме Минэкономразвития РФ, ФАС РФ, Казначейства России от 25.05.2010 N 8384-АП/Д22 «О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме, порядке заключения государственных контрактов по результатам открытых аукционов в электронной форме, порядке осуществления контроля за операторами электронных площадок».
Согласно п. 2 данного письма, в соответствии с главой 3.1 Закона государственный (муниципальный) контракт по итогам открытого аукциона в электронной форме заключается в форме электронного документа. В связи с этим у заказчиков отсутствует необходимость хранить указанные контракты на бумажном носителе. При этом, в случае если указанный контракт требуется для предоставления в судебные инстанции либо органам, осуществляющим проверку или контроль за деятельностью заказчика, указанный контракт распечатывается на бумажном носителе из личного кабинета заказчика на электронной площадке, на которой был определен победитель аукциона в электронной форме. Подлинность и достоверность бумажной копии электронного контракта заверяется уполномоченным представителем заказчика (например, лицом, чьей электронной цифровой подписью подписан электронный контракт).
Младший юрист И.И. Рогожин
06.02.2014