г. Н.Новгород, пер.
Холодный, д.10а, оф 4.1
г. Н.Новгород, пер.
Холодный, д.10а, оф 4.1
Получить консультацию
Главная / Вопрос-ответ / Антимонопольное регулирование и торги / Как верно работать с 01.01.2014г. муниципальному заказчику- Администрации города по закупкам для муниципальных нужд городского поселения в сфере благоустройства и ЖКХ?

Как верно работать с 01.01.2014г. муниципальному заказчику- Администрации города по закупкам для муниципальных нужд городского поселения в сфере благоустройства и ЖКХ?

Вопрос

Подскажите пожалуйста как верно работать с 01.01.2014г. муниципальному заказчику- Администрации города по закупкам для муниципальных нужд городского поселения в сфере благоустройства и ЖКХ:

  1. Полномочиями муниципального заказчика по закупкам для муниципальных нужд городского поселения в сфере благоустройства и ЖКХ  Администрация города в январе 2014г. наделяет подведомственное муниципальное казенное учреждение (МКУ), после чего данное учреждение будет выступать заказчиком  по мун. закупкам в вышеуказанной сфере и нести все обязательства муниципального заказчика (включая планирование закупок , заключение и исп. контрактов).
  2. До решения вопроса о передаче полномочий Заказчика-Администрации города  МКУ (см.п.1), большую часть заказов на 2014г. в сфере благоустройства города Администрация  разместила в конце декабря 2013г. Контрактыбудут заключены от имени Администрации города  в январе 14г.-т.е. исполнение данных контактов будет осуществляться по 44-фз («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Но в штате Администрации отсутствуют специалисты, которые могут войти в состав приемочной комиссии для принятия работ по контрактам, заключенным Администрацией на 2014 г. в сфере благоустройства.

Вопросы:

— Администрация города, как учредитель МКУ издает постановление о наделении МКУ полномочиями по закупкам для муниципальных нужд городского поселения в сфере благоустройства и ЖКХ, уточняет смету расходов МКУ (добавляя бюджетные средства на оплату закупок для муниципальных нужд) далее вышеуказанные полномочия  будут прописаны в Уставе МКУ, достаточно ли этого для того, чтобы МКУ самостоятельно, в полном объеме (от планирования закупок до заключения и исполнения контрактов) от своего имени осуществляло закупки для муниципальных нужд в сфере благоустройства и ЖКХ.

-Как Администрации правильно обеспечить приемку выполненных работ  по контрактам, заключенным в январе 2014г. в сфере благоустройства, возможно ли заключить соглашение с вышеуказанным подведомственным казенным учреждением на предмет наделения функциями по приемке выполненных работ в рамках 44-ФЗ и какие обязанности МКУ прописать в нем? 
07.06.2014

Ответ

Ответ на вопрос актуален на ту дату, на которую он дан.

1). В правовом регулировании отношений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд посредством контрактной системы закупок произошли изменения — с 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ-44). Подскажите пожалуйста как верно работать с 01.01.2014г. муниципальному заказчику- Администрации города по закупкам для муниципальных нужд городского поселения в сфере благоустройства и ЖКХ:

  1. Полномочиями муниципального заказчика по закупкам для муниципальных нужд городского поселения в сфере благоустройства и ЖКХ  Администрация города в январе 2014г. наделяет подведомственное муниципальное казенное учреждение (МКУ), после чего данное учреждение будет выступать заказчиком  по мун. закупкам в вышеуказанной сфере и нести все обязательства муниципального заказчика (включая планирование закупок , заключение и исп. контрактов).
  2. До решения вопроса о передаче полномочий Заказчика-Администрации города  МКУ (см.п.1), большую часть заказов на 2014г. в сфере благоустройства города Администрация  разместила в конце декабря 2013г. Контракты будут заключены от имени Администрации города  в январе 14г.-т.е. исполнение данных контактов будет осуществляться по 44-фз («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Но в штате Администрации отсутствуют специалисты, которые могут войти в состав приемочной комиссии для принятия работ по контрактам, заключенным Администрацией на 2014 г. в сфере благоустройства.

Вопросы:

— Администрация города, как учредитель МКУ издает постановление о наделении МКУ полномочиями по закупкам для муниципальных нужд городского поселения в сфере благоустройства и ЖКХ, уточняет смету расходов МКУ (добавляя бюджетные средства на оплату закупок для муниципальных нужд) далее вышеуказанные полномочия  будут прописаны в Уставе МКУ, достаточно ли этого для того, чтобы МКУ самостоятельно, в полном объеме (от планирования закупок до заключения и исполнения контрактов) от своего имени осуществляло закупки для муниципальных нужд в сфере благоустройства и ЖКХ.

-Как Администрации правильно обеспечить приемку выполненных работ  по контрактам, заключенным в январе 2014г. в сфере благоустройства, возможно ли заключить соглашение с вышеуказанным подведомственным казенным учреждением на предмет наделения функциями по приемке выполненных работ в рамках 44-ФЗ и какие обязанности МКУ прописать в нем?

 

В этой связи существенно уточняются как порядок обеспечения государственных и муниципальных нужд посредством контрактной системы закупок, так и порядок организационного, информационного и документационного взаимодействия всех участников этого процесса.

В соответствии со статьей 26 ФЗ-44, в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих.

Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями.

Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта.

Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

В части 5 рассматриваемой статьи перечислены способы, которыми федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления обязаны принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений). Каких-либо предписаний по использованию того или иного способа данная статья не содержит.

Рассматриваемая часть в соответствии с ч. 3 ст. 114 ФЗ-44 вступает в силу с 1 января 2016 г., т.е. по истечении двух лет с момента вступления в силу основной массы норм данного Закона. Согласно заключительному положению ч. 4 ст. 112 ФЗ-44 до 1 января 2016 г. федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления предоставляется право принимать решение, предусмотренное ч. 5 комментируемой статьи.

В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями.

Часть 11 комментируемой статьи распространяет на деятельность уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, осуществляемую в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с данной статьей, действие тех положений комментируемого Закона, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.

Иначе говоря, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения наделяются правами, предоставляемыми заказчику, и обязанностями, возлагаемыми на заказчика, а также охватываются предусмотренными данным Законом процедурами контроля в сфере закупок, мониторинга закупок и аудита в сфере закупок.

Таким образом, полагаем, что в соответствии с ч.5 ст.26 ФЗ-44 достаточно принять решение об осуществлении полномочий заказчика данным учреждением.

 

2). В ФЗ-44 установлены особенности исполнения контракта. Такое исполнение включает, в частности, такой элемент как приемка поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, а также отдельных этапов исполнения контракта.

В ФЗ-44 подробно описано, каким образом заказчик должен осуществлять приемку товаров и документарно ее оформлять (ч. 6 — 8 ст. 94 ФЗ-44).

Одним из элементов приемки товара является проведение заказчиком экспертизы соответствия условиям контракта в отношении предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов (ч. 3 ст. 94 ФЗ-44).

Согласно указанной статье для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Указанную экспертизу заказчик может провести самостоятельно либо с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом ФЗ-44.

Эта норма содержит ряд важных положений:

  1. Экспертиза проводится в обязательном порядке.
  2. Эксперты отбираются в соответствии с процедурами, предусмотренными ФЗ-44.
  3. Экспертиза хоть и является «экспертизой», но участие в ней экспертов не обязательно, а является правом заказчика. Заказчик может провести экспертизу собственными силами.

В соответствии с п. 15 ст. 3 ФЗ-44 экспертом, экспертной организацией является обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных ФЗ-44.

При этом необходимо учитывать, что согласно пп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 41 ФЗ-44 к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных Законом, не могут быть допущены физические лица, являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, согласно положениям ФЗ-44 для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик вправе:

— привлечь физическое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла и не являющегося либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшегося должностным лицом или работником заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

— привлечь индивидуального предпринимателя, обладающего специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла и не являющегося либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшегося должностным лицом или работником заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

— привлечь юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла);

— провести экспертизу своими силами, то есть силами своего структурного подразделения.

Однако ч. 4 ст. 94 Закона о ФКС в ряде случаев обязывает заказчика привлекать экспертов (экспертные организации) к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 4 — 6, 8, 15, 17, 18, 22, 23, 26 и 27 части 1 ст. 93 ФЗ-44.

Таким образом, полагаем, что для правильного обеспечения приемки товара Вам необходимо привлечь экспертов.

Юрист                                                                                              Д.С. Петросян

07.06.2014

 

Оставьте заявку на консультацию
наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время

    Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных

    Оставьте заявку на консультацию
    наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время

      Прикрепите файл. Поддерживаемый формат: jpg, png, jpeg, pdf, doc, docx, odt

      Максимальный размер 10 Mb

      Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных